Одна из старейших отечественных пород лошадей, появление которой относится к ХУ-ХУ1 столетию. Порода сложилась в казачьих станицах нижнего течения реки Дон. В основе ее формирования лежали местные ногайские кобылы, а в качестве жеребцов использовались, в основном, представители восточных пород — турецкие, карабахские, туркменские. Основным назначением донских лошадей было использование в военных походах и в защите южных рубежей России.

Это определяло основные качества породы: выносливость в продолжительной работе под всад­ником, неприхотливость в еде, подвижность и поворотливость в боевых условиях, смелость и даже агрессивность при столкновении с противником. История развития донской породы лошадей разделяется на три пери­ода — формирование так называемой старо-донской лошади, возникновение донской породы как универсальной верхово-упряжной и совершенствование этой породы в условиях советского коннозаводства.

Старо-донская лошадь формировалась в условиях станичных табунов. Эта организационная форма коневодства имела многие преимущества и позволяла вести эффективную селекцию. Кобылы, принадлежавшие отдельным казачьим семьям, сводились в один табун. Жеребцов для косячной случки отбирали и назначали к отдельным кобылам очень знающие, опытные казаки. За таким табуном следили с большой тщательностью, проводили все необходимые обработки, таврение жеребят, их отбивку. Табуну выделяли лучшие пастбищные участки и заготавливали на зимний период запасы сена. Все это давало возможность выращивания полноценных лошадей. Молодые лошади проходили подготовку и разнообразные испытания в период ежегодных осенних сборов, где выяснялись их походные и боевые качества.

Донская порода (Породы верхово-упряжных лошадей)

Донская порода (Породы верхово-упряжных лошадей)

Старо-донская лошадь характеризовалась средним ростом (150-154 см), сухостью конституции, особой выносливостью и достаточной резвостью. Казачьи формирования на донских лошадях зарекомендовали себя как исключительно боеспособные части в военных компаниях XVIII — начала XIX в., что послужило основанием для начала широкого применения этих лошадей и в регулярных кавалерийских частях царской армии. Повышенный интерес к донской лошади стал стимулом перехода от станичной табунной формы разведения к созданию крупных частных конных заводов. Племенная работа в этих заводах была направлена уже не на поддержание и развитие качеств боевой казачьей лошади, а на выведение лошадей более высокого роста, поскольку кавалерийские ремонтеры платили за лошадей «от вершка». Это вызвало широкое применение скрещиваний донских кобыл с жеребцами самых разных пород, которое во многих случаях оказывало на породу негативное влияние. В этот период донская лошадь стала использоваться и как рабочая в развивающихся в регионах Дона крупных сельскохозяйственных производствах. Это назначение так­же влияло на селекцию и вело к некоторым изменениям типа и качеств старо-донских лошадей.

События Первой мировой и особенно гражданской войн в России нанесли неизгладимый ущерб донскому коневодству. Огромное число лошадей погибло. Оставшиеся лошади в большинстве своем не были лучшими представителями породы. Однако острая потребность в строевой кавалерийской лошади для Красной Армии заставила обратить самое серьезное внимание на восстановление породы и максимальное увеличение ее численности. В Ростовской области было создано несколько конных заводов, получивших статус военных. В этих заводах было собрано лучшее из остававшегося поголовья донских лошадей, разработана и применена система культурно-табунного коневодства, велась тщательная селекция по требуемым признакам. Эти меры позволили уже к 40-м гг. значительно усовершенствовать донскую породу лошадей и сделать ее одной из ведущих пород верхово-упряжного типа в стране. Донские лошади стали не только основной породой, широко используемой для комплектования конского состава кавалерийских частей, но и нашли себе место в народном хозяйстве. Они вскоре стали основными улучшателями мелкорослых лошадей в Казахстане, в республиках Средней Азии и в восточных регионах России.

В настоящее время лошади донской породы характеризуются следующими основными признаками. Средние промеры кобыл в породе составляют: высота в холке 161 см, длина туловища 165 см, обхват груди 190 см и обхват пясти 20 см. В экстерьере донской лошади выделяются: средней длины, хорошо обмускуленная шея, длинная, но не высокая холка, лопатка средней длины и недостаточно наклонная, спина прямая, прямой, широкий круп, хорошо развитая в глубину и ширину грудная клетка. Прочные конечности, часто с недостаточным наклоном бабки. В породе не встречаются другие масти, кроме рыжей, которая, однако, имеет самые различные оттенки и особенности.

Донские лошади обладают неплохой резвостью на галопе и хорошей дистанционностью. Результаты суточных пробегов показали, что донские лошади способны проходить за это время до 300 км (лучший результат 264 км, жеребец Кагал). В классических видах конного спорта донские лошади не имеют высоких достижений, но отдельные из них показали хорошие прыжковые способности и даже становились победителями и призерами крупных турниров. Испытания лошадей донской породы в упряжи показали, что и здесь они способны развивать силу тяги, сопоставимую с лошадьми тяжеловозных пород.

В породе сформировались и до последнего времени поддерживались внутрипородные типы: характерный, восточный, массивный и верховой. Деление породы на эти типы позволяло сохранять универсальный характер породы и использовать лошадей для самых различных целей. В породе получили развитие мужские линии жеребцов: Буяна, Королька, Забавника, Бордо и Гульсына.

Основное разведение лошадей донской породы сосредоточено в конных заводах Ростовской области (конный завод им. С. М. Буденного и Зимовниковский) и в республике Калмыкия. Значительное поголовье донских лошадей имеется также в конных заводах Казахстана и Киргизии.